Муниципальное бюджетное учреждение культуры

«Приуральский районный краеведческий музей»

Горькие судьбы 30-х

Первое упоминание о поселке Аксарка встретилось в книге известного исследователя А.А. Дунина-Горкавича. Как такового поселка еще не было, только в логу на старой Аксарке стоял сарай рыбопромышленника Плотникова и небольшая избушка для сторожа. Эта дата и послужила началом образования поселка.

Депутаты Районного Собрания Приуральского района 18 апреля 2005 года приняли решение № 20 об установлении даты первого упоминания п. Аксарка  9 сентября 1897 г. История посёлка как постоянного поселения неразрывно связана с событиями, происходившими в стране  в 30-е годы.

Учебник  истории 9 класса  так говорит о том времени: «В деревне происходили два взаимосвязанных насильственных процесса: создание колхозов и раскулачивание. Ликвидация кулацких  хозяйств имела своей целью, прежде  всего обеспечение  коллективным хозяйствам материальной базы. С конца 1929г. до середины 1930г. было раскулачено свыше 320 тысяч крестьянских хозяйств. Их имущество стоимостью более 175 млн. рублей передано колхозам» [1].

30-е — начало 50-х годов отмечены в истории нашей страны как период широко практиковавшихся выселений и депортации больших масс людей и даже целых народов. Подавляющее большинство депортированных направлялось на спецпоселение.

История ссылки и каторги в Сибири начинается в XVI веке, когда по разбойному приказу отправляются в Сибирь беглые крестьяне, участники народных выступлений и уголовные преступники. В период переворотов 40 – начала 60 гг. XVIII века, в сибирскую ссылку направлялись участники политических и придворных интриг. На рубеже XVIII -XIX  веков ссылка в Сибирь становилась более массовой. Примерно в первой четверти XIX  века значительно повышается роль политической ссылки, как орудия борьбы с нарастающим революционным движением.  Упраздненная Февральской революцией в 1917г. ссылка была восстановлена правительством большевиков.В советский период переселение на Север «неблагонадежных» людей стало носить массовый характер.

История спецпоселенчества берет начало в 1929 г., когда первые партии крестьян (так называемых кулаков и подкулачников) были отправлены на спецпоселение (трудпоселение). Иначе это называлось «кулацкой ссылкой», В справке Отдела по спецпереселенцам ГУЛАГа  ОГПУ под названием «Сведения о выселенном кулачестве в 1930-31 гг.» указывалось, что в этот период было выселено (с отправкой на спецпоселение) 381026 семей общей численностью 1803 392 человека. В этом же документе была представлена статистика выселенных семей по регионам.

Ликвидация кулаков, лишая деревню наиболее предприимчивых, наиболее независимых крестьян, подрывала дух сопротивления. Кроме того, судьба раскулаченных должна была послужить примером остальным, тем, кто не желал добровольно идти в колхоз. Кулаков выселяли с семьями, грудными детьми, стариками. В холодных, нетопленых вагонах, с минимальным количеством домашнего скарба везли  тысячи и тысячи людей в отдаленные районы Урала, Сибири, Казахстана.

До 1934 г. отправленные в «кулацкую ссылку» крестьяне называлисьспецперессленцами, в 1934-1944 гг. – трудпоселенцами, с 1944 г. – спец- поселенцами (все эти три терминаявляются синонимами).

Спецпереселенцы были завезены в 57 поселков Ямало-Ненецкого округа на 11 рыбозаводов.

В 1929-1931 гг. в наш район высылали раскулаченных крестьян из Челябинской и Астраханской областей,  а также  с юга Тюменской области.

Постановлением ВЦИК от 10 декабря 1930 г. в составе Уральской области был образован Ямальский (Ненецкий) национальный округ. В него вошел и наш Приуральский район с центром в п. Щучье. В сборнике «Приуральский район на карте Ямало-Ненецкого автономного округа» говорится: «Начиная с 1930 г. на земли, где в настоящее время находится пос. Аксарка, стали привозить раскулаченных, высаживая их на крутой берег реки Обь и оставляя без жилья и средств к существованию. В 1933 г. в Аксарке проживало 188 семей — 1049 человек репрессированных и только четыре семьи — 20 человек местного населения (данные Омского Облмелпозу Ямальского п/о землеустройства 1933 — 1935 гг. [2. С. 205].

В архивных материалах  районного краеведческого музея есть воспоминания Крапивина А.А., который точно указывает, что строительство поселка началось зимой с 1930 на 1931 гг., основное строительство было в 1932, когда уже  к весне люди зашли в дома[3].

Из записей воспоминаний спецпереселенцев поселка  Аксарка  вырисовывается трагическая картина жизни людей, не по своей воле оказавшихся в нашем суровом крае. Работали кто на строительстве, кто на добыче рыбы. Из ссыльных, особо мастеровитых, создали неуставную артель, куда вошли и столяры и плотники. Началось строительство жилья.  Берег реки в районе Аксарки высокий и крутой, а нужно было поднимать бревна  для строительства в гору, а техники не было никакой. По воспоминаниям Добрынина Михаила Дмитриевича: «… был построен ворот на горе поставленный (в районе старого общежития рыбозавода), снизу до верха положены бревна и сделаны валики, по которым шло бревно. Протянули канат, ну канат не терпит, перешаркивается, потом достали  цинк и стали за этот ворот женщины и крутят его. И вот бревно за бревном пошли, а здесь уже отвозили на лошадях. Начали строить бараки. Нужен был пол, нужен потолок, нужна крыша, нужны рамы, нужны двери. А здесь ведь пилорам не было, дак вот достали маховые пилы, контур делали, и пилили вручную. Вот они пилили: тесы, плахи, а женщины строгали этот лес вдвоем. Вот так» [4].

К весне 1932 года люди зашли в эти дома. Построили маленькую баню, пекарню, магазинчик. Жили в бараках по 6 семей  и домах-землянках. Была всего одна улица, которая называлась Первомайской. Она и сейчас является главной в поселке. В нашем музее есть экспонаты – стулья начала XX века, которые были бережно привезены в  Аксарку Девятовыми (свадебный подарок семье). В экспозиции музея также представлено праздничное платье (парочка), которое спецпереселенка Девятова М.В. привезла с собой и бережно хранила много лет.

Поселенцы начали пробовать разрабатывать землю. Овощи, картофель не завозили, а начали сами садить,  и где-то к 40-м годам развилось такое полеводство, что к первомайским праздникам из парников на столах жителей имелось: лук, редис, огурцы. Выращивали также и картофель. Завезли в поселок и крупнорогатый скот. Личное стадо доходило до 100 голов, всем хватало пастбищ и не было проблем с сенокосными угодьями.

Стала развиваться кустарная промышленность: пошивочная артель  (занималась пошивом одежды и выделкой шкур и пошивом меховой одежды); кирпичный завод (выпуск кирпича, обжиг извести, изготовление грузил для рыбного промысла); хлебопекарня, коптильный цех, байдарко-столярная артель, сетепосадочная мастерская.

В 1931г. образовался в Аксарке рыбучасток, а потом и рыбозавод. Кроме рыбодобычи и последующей обработки, его деятельность распространялась  на образование (содержание детских садов, яслей); на строительство (постройка и ремонт жилья, производственных объектов, соцкультбыта); на сельское хозяйство (оленеводство, животноводство, звероводство).

В районах, куда высылались депортанты, созда­вались спецкомендатуры, которые осуществляли строгий учет так называемого «спецконтин­гента».  Наличие такового в районе на языке работников госбезопасности называлось «засоренностью». В п. Аксарка также была организована комендатура, в которую все должны ежедневно ходить отмечаться. По воспоминаниям Крапивина А.А. комендант очень сурово относился к ссыльным. Зимой после тяжелой работы (нужно было просмотреть 20 ставных сеток на человека) стояли на улице в очереди к комендатуре, чтобы отметиться,  до 12 часов ночи, а в 6 утра снова на работу.

В 1930-1933 г. в поселке проживало 2-3 семьи ненцев. Директор завода, техник лова, комендант были из местных, а остальные ссыльные. В 1933 году в п. Аксарка было  188 семей  спецпересенцев.

Из воспоминаний Девятовых: «Приехали 17 сентября 1932г. Посёлок увидели, когда поднялись на гору. Это были бараки. Так начиналась наша жизнь на новом месте. Выслали нас из Свердловской области. Семья была большой.  В дороге умер грудной ребёнок, потому, что ехали  очень долго, всевозможные пересадки и перегрузки. Было холодно и голодно, медицинской помощи не было.  Поселили нас в барак (в Аксарке), где уже жило 6 семей. Но жить надо. Василий Гаврилович сразу вышел на рыбалку» [5].

В 1951 году  в бондарном цехе под руководством Василия Гавриловича Девятова родилась первая мотобударка, обновленная в 1955 году. Про мастера и его детище было придумано двустишье «сменил он парус на мотор, а невод — на плавной простор». В.Г.Девятов был отмечен многими  правительственными наградами, в их числе   Орденом «Знак Почета». Еще одно усовершенствование своей конструкции лодка претерпела в начале 70-ых под руководством Николая Григорьевича Азарова и Юрия Николаевича Паромова.  Именно эта модель маломерного судна на протяжении нескольких десятилетий находится у приуральских рыбаков. Кроме того, поставляли ее на Тазовский, Красноселькупский и Горковский рыбозаводы. Знаменитую бударку – устойчивую на волне, грузоподъемностью  до тонны с замечательными ходовыми качествами и сегодня можно увидеть во время путины.

С 1940 г. районный центр перенесли в п. Аксарка и посёлок начал развиваться как районный центр, сюда были перенесены все управленческие структуры района.

В 1940-году под началом «Обьгосрыбтреста» Аксарковский рыбозавод был сосредоточением всей жизни в посёлке. В 1930-1940 годах основой рыбодобычи оставался  неводный лов. Вели его стрежевыми неводными на стрежевых песках Халевоша, Таловой Ямбуры. Эти названия до сих пор хорошо известны   рыбакам Приуралья.Было организованно одиннадцать рыбоприёмных пунктов, в летний период там охлаждалась и замораживалась рыба. В Аксарке и Ямбуре на пирсе были уложены рельсовые дорожки. По ним ходили вагонетки, доставляющие улов от судов до складских помещений. Позднее на этих «железных дорогах» и в цехе работали школьники, во всём помогая взрослым. В 40-м завод держался на пяти рыболовецких участках: Каменном,  Санганпанском, Аксарковском  и Ямбурковском  (последний назвали «завод в заводе»- только сельди спецпосола  здесь заготавливали по 2200 бочек): облавливались пятнадцать песков и близлежащие сора. Все эти  годы завод был цементирующей основой, главным стержнем, вокруг которого закручивалась история не только Аксарки, но и Приуральского района.

На основе отчетов местных органов НКВД  (по данным за первый квартал 1941г.)  в Омской области находилось  34824  чел.  спецпереселенцев  (трудопоселенцев),  из них в Аксарке – 819  чел. [6].

Мирная жизнь оборвалась в тот миг, когда 19 августа 1941 года, а затем 3 и 22 сентября «в связи с зачислением в ряды Красной Армии от работы были освобождены 67 человек».Одну из партий призывников увозили из Затона на барже, даже не дав напоследок побывать в Аксарке. Больше домой они не вернулись.

В марте 1942 г. в НКВД СССР и НКО СССР решался вопрос о возможности призыва на военную службу трудпоселенцев призывных возрастов. В ряде краев и областей военкоматы частично призвали трудпоселенцев в стройбатальоны и кадровые части.

В приказе НКВД СССР № 002303 «О снятии с учета трудссылки труд-поселенцев, призванных в Красную Армию, и членов их семей» от 22 октября 1942 г., подписанном Л.П. Берия, указывалось (приводим весь текст дословно):

«1. Всех трудпоселенцев, призванных в Красную Армию, и прямых членов их семей (жена, дети) с учета трудссылки снять.

  1. Снятие с учета трудссылки оформить специальным постановлением, утвержденным начальником УНКВД/НКВД и Прокурором на каждую семью отдельно, на основании справок, выданных военкоматами.
  2. Снятым с учета выдать паспорта без ограничений.
  3. Снятых с учета трудссылки освободить от 5% отчислений с их зарплаты.

Народным Комиссарам Внутренних Дел республик и начальникам Управлений НКВД краев и областей провести работу по снятию с учета трудссылкив  месячный срок и об исполнении доложить НКВД СССР». К 1ноября 1942 г. мобилизация трудпоселенцев в Красную Армию завершилась. Всего с начала войны было призвано в армию 60747 трудпоселенцев (из них 57324 — после 1 января 1942 г.), в том числе в Омской обл. – 2380 чел. [6].

Когда началась Великая Отечественная война бывшие спецпереселенцы, а теперь жители Аксарки ушли на фронт защищать Родину. Наиболее показательна  судьба спецпереселенца Михаила Дмитриевича Добрынина.Ушел на фронт прямо с Кудринского песка, и сразу попал под Сталинград, стал сапером. Аккуратным, толковым был солдатом Михаил Дмитриевич – одно легкое ранение получил за всю войну. – «Мне просто повезло», — говорил Михаил Дмитриевич. Но непросто дались ему награды. Высшей солдатской доблестью должен отличаться тот, кто удостоен ордена Славы,  а  у  Добрынина М.Д. их два. Один орден Славы получил за участие в боях  при переправе через Вислу, второй – за участие в боях под Франкфуртом. Закончил войну младший сержант Добрынин под Берлином. Его боевой путь был отмечен двумя орденами «Славы», двумя орденами «Красная Звезда», орденом «Отечественной  войны» первой степени, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».

В годы Великой Отечественной войны на Ямал хлынул второй мощный поток депортированных. 18 июня 1942 года в Аксарку прибыли эвакуированные из  прифронтовой полосы. Но на этот раз это были не кулаки, а финны-ингерманландцы из Ленинградской области. Прибывшие (всего сорок человек)  сразу были направлены на работу в завод. Среди них семья Давида Матвеевича Хату, Вильямина Давидовича Лукконен, АндреяАндреевича Корхонен. Позднее   Андрей Андреевич станет одним из лучших рыбаков завода, его честью и славою.Улицу Советскую (ранее Колхозная) строили финны, поэтому ее еще иногда называли Финская. Народ, не мудрствуя лукаво, окрестил её так потому, что строили и селились на ней  семьи финнов-переселенцев.

Приток вынужденных переселенцев был остановлен смертью Сталина в 1953 г.  Только в 1956 г. спецпересенцам начали выдавать паспорта, но выезжать пока не разрешали. Некоторые не стали уезжать домой, а остались жить здесь: на родине их ждала дурная слава преступника, кому-то просто не куда было ехать. С поволжскими немцами дело осложнялось тем, что их республика не была восстановлена и ехать им было некуда. В Аксарке до сих пор живут потомки депортированных немцев и финнов: Фусс, Корхонен,  Антонен,  Видеман, Вилль, Гетман,  Лазарсон, Остертаг, Фольверт.

В эпоху перестройки пресса рассказала,  наконец,  правду о Сталине и тех временах. Логическим завершением этого процесса на государственном уровне стало издание нормативных документов для восстановления социальной несправедливости по отношению к жертвам политических репрессий. 18 октября 1991 года был издан закон  РСФСР  «О реабилитации жертв политических репрессий».

По-разному сложилась судьба потомков спецпересенецев – одни, закончив школу в п. Аксарка, уехали в Салехард и другие города, другие поступали в высшие и средние  учебные заведения, получали специальность и трудились на предприятиях поселка.  А в Аксарковской школе сейчас учатся  праправнуки тех первых спецпереселенцев.

У посёлка своя интересная история, похожая и в то же время не похожая на историю других таких же посёлков в Приуральском районе.

Список источников и литературы:

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, XX век: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – 5-е изд., дораб. И доп. – М.: Просвещение, 1999. – 336с.: ил., карт.
  2. Приуральский район на карте Ямало-Ненецкого автономного округа/Кол.авторов. — Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 2000. – 336с.:ил. +16с. вкл.
  3. Воспоминания Крапивина А.А.МБУК «ПРКМ». НВФ. 265.
  4. Воспоминания Добрынина М.Д.МБУК «ПРКМ». НВФ.264.
  5. Воспоминания Девятовой М.К. МБУК «ПРКМ». НВФ. 262.
  6. Земсков В.Н. «Кулацкая ссылка» накануне и в годы Великой Отечественной войны// Социологические исследования, 1992.

 

Плотникова Алёна Викторовна
Директор

«Уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на сайте Приуральского районного краеведческого музея». Будем рады видеть вас снова в стенах нашего музея. График личного приёма граждан: каждый четверг с 15.00 до 17.00

Оплата Online и Пушкинской картой
Мы в:

 

 

Вакансии в сфере культуры ЯНАО







предстоящие события
  • http://gosuslugi.ru/

  • Опрос качества условий оказания услуг

    Департамент культуры предлагает вам принять участие в опросе в рамках проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями культуры. Для того, чтобы оценить учреждение, вы должны выбрать его тип из предложенного перечня: библиотеки, концертные организации (ГАУ ЯНАО «Культурно-деловой центр», г. Салехард), культурно-досуговые организации (клубы, дома культуры, центры национальных культур, дома ремесел), музеи, парки культуры и отдыха.