Муниципальное бюджетное учреждение культуры

«Приуральский районный краеведческий музей»

Новая выставка: «На грани двух миров»

13 апреля 2018 года в музее открывается новая временная выставка МВК им. И.С. Шемановского «На грани двух миров».

Заповедный уголок земли Ямала. Край, где уникальным образом переплетаются динамичная современность и седая старина. Край, где через сито времени прошли, сохранились и продолжают существовать самобытное мироощущение и традиционный уклад жизни.

Среди множества явлений этого удивительного мира давний, неутрачиваемый интерес вызывает шаманизм. Как феномен мировой цивилизации, известный многим народам мира и в далёком прошлом, и в настоящее время, шаманизм сформировался в рамках древнего мировоззрения, разделяющего мир на обыденный и сакральный. В его основе лежит анимистическая картина мира: вера в духов и божеств природы, души людей, духов – помощников шамана.

Через русских путешественников и учёных, исследователей Сибири, слово «шаман», пришедшее из тунгусо-маньсжурских языков, стало известно во всём мире и означает «знать». Каждый народ имеет свои собственные названия для шаманов, которые могут различаться даже у одного народа в зависимости от функций и категорий шамана. По представлениям северных народов, шаман – посредник между людьми и духами, используя бубен, мог путешествовать по Вселенной. Во время камлания бубен превращался в оленя, несущего хозяина на небо, или в лодку, отправляющуюся в Нижний мир. Помимо главной роли – связующего звена между мирами – шаманы отправляли промысловые, семейные и погребальные культы. Особое символическое значение в шаманской практике имели одежда и атрибуты (бубен, колотушка, металлические подвески), отражавшие статус шамана и символизировавшие его силу.

В экспозиции представлены артефакты из археологического памятника Кикки-Акки, атрибуты шаманского культа XIX и XX веков, а также фотографии шаманов и священных мест.

Выставка (На грани двух миров) «Говорящие с духами» позволяет через предметный мир раскрыть особенные черты мировидения народов Севера, познакомиться с уникальным явлениями – анимизмом и шаманизмом.

Анимизм – вера в духов (душу) как причину жизни и явлений природы; низшая ступень религиозного развития, выражающаяся в одухотворении явлений природы.

Шаманизм – это ранняя форма религии, в основании которой лежит вера в общение шамана с духами в состоянии транса. Ученые с мировыми именами         Дж. Фрэзер, Л.Я. Штенберг, М. Элиаде и многие другие, писали и пишут о шаманизме, как о мистике, магии, религии, мировоззрении, всеобъемлющем мировосприятии.

Помимо принесения жертв духам, существовал ещё способ общения с ними через шаманов. Шаманы являлись как бы посредниками между людьми и духами. «Шаман» слово тунгусское. У ненцев человек, наделенный особым духовным даром, назывался тадебя. Шаманский дар передавался по наследству, как правило, по мужской линии от отца к сыну. Женщина становилась шаманкой только в случае недостатка наследников мужского пола. Однако, для того, чтобы стать шаманом, недостаточно было иметь среди предков шаманов. Шаманом может стать только тот, кого изберут духи.

Шаманизм интересен своей жизнеспособностью. Крещение коренных народов ямальского севера практически не изменило их религиозных воззрений. Влияние новой религии сказалось только в том, что к почитаемым божествам своего пантеона они добавили ещё Николая-угодника, особо почитавшегося у русских на Севере.

В 1930-х годах, в ходе коллективизации и антирелигиозной кампании, шаманов объявили врагами советской власти, многие из них были отправлены в тюрьмы. Репрессивные, жестокие меры, направленные против служителей культа, привели к постепенному исчезновению шаманства, по крайней мере, в открытых проявлениях, с исторической сцены. Данная проблема еще не получила должного освещения в научной литературе и требует более полного изучения.

Несмотря на это, шаманизм и по сей день является реально существующим явлением культуры народов Севера и Сибири. Современный шаманизм обретает новые формы, новое прочтение древних представлений и ритуалов. Тем не менее, найти шамана в тундре или тайге, установить с ним диалог постороннему человеку бывает крайне трудно. Этот факт связан с глубокой сакральностью и табуированностью как самой персоны шамана, так и его практик.

Важнейшим атрибутом шамана является его бубен, музыкальный ударный инструмент, который соединяет в себе самые разные символические значения, отражающие сложные религиозные представления ненцев, хантов, селькупов. Главное, основное значения связано с бубном в целом – это то, что он символизирует оленя, на котором шаман якобы ездит по земле, поднимается на небо или спускается в подземное царство. У некоторых шаманов бубен изображал лодку, птицу, когда ему нужно было преодолеть водную или огненную преграду. Бубен – принадлежность только посвященных шаманов.

Прежде всего, к началу XX в. далеко не везде сохранилась экзотическая ритуальная одежда. Многие ненецкие шаманы имели только головную повязку с маской, шаманы хантов – главным образом шапку. Скромность обрядового одеяния у некоторых народов – явление позднее, связанное с упадком и разложением шаманства. Несомненно, например, что в прошлом все ненцы знали шаманский костюм; в XIX в. полное шаманское облачение еще сохранялось у восточных ненцев. Е.Д. Прокофьева допускала, что у хантов и в древности не было полного комплекта шаманской одежды, но имеющиеся сведения скорее говорят об обратном. Вообще в XIX в. продолжался начавшийся раньше процесс упрощения шаманской одежды, исчезновения отдельных ее частей. Так, у селькупов и кетов в старину молодые шаманы надевали пояс и головную повязку с бахромой, сделанные из шкуры дикого оленя. К началу нашего века их уже не делали.

Но несмотря на всю внешнюю пестроту, шаманские костюмы имели в общем одинаковое значение, они воссоздавали образ зверя, птицы.

Для составления наиболее полной картины о домашних духах ненцев, необходимо остановиться на изображениях, связанных с культом умерших, так называемых нгытарма и сидрянг. По некоторым сведениям, нгытарма – это изображение предка.

Главная идея шаманизма — это вера в возможность общения с духами отдельных, особо избранных людей. Шаман должен обладать особыми природными качествами, позволяющими ему напрямую общаться с духами. Чаще всего это человек, способный к гипнозу и умеющий впадать в особое состояние отрешенности от здешнего мира, называемое экстазом.

Предназначение шаманов – служить духам и с их помощью узнавать причины болезней и способы их лечения, обеспечивать своим соплеменникам удачную охоту и рыбалку, находить пропажи, предсказывать будущее. В этом смысле шаманизм не является религией в общепринятом понимании, это скорее знахарство, народная медицина, магия. Шаманский дар нередко передавался от отца к сыну, чаще – от деда к внуку. Обучать молодого шамана могли только сильные и умудренные опытом шаманы.

Душа шамана может переселиться в его преемника или  превратиться в шаманского духа-помощника. Атрибуты шамана: облачение, головной убор, бубен с колотушкой – украшались изображениями антропоморфных и зооморфных духов – его помощников и обитателей верхнего, среднего и нижнего миров. С мифологическими представлениями связаны фигурки – символы духов –покровителей.

Гавриил Егорович Мандаков носитель и хранитель духовной культуры народов Севера. В дар музею были переданы не только культовые шаманские предметы, но и личные вещи Мандакова, свидетельствующие о его жизни. В литературных источниках, мы находим описания облачения ненецкого шамана. Головной убор в виде железного венца был распространен среди лесных ненцев, селькупов, нганасан, бурят, некоторых групп эвенков. Культовые фигурки, судя по внешнему виду, могли быть изготовлены в одно время. Можем предположить, что ритуальные предметы были переданы Гавриилу Мандакову по наследству. Поэтому эти предметы, выражали идею шаманизма селькупов (Мандаков – селькупская фамилия). Но так как в культовых обрядах этих народностей много общего, а Гавриил Мандаков жил среди ненцев, говорил на ненецком языке, можно утверждать что Мандаков Г.Е. – ненецкий шаман, селькупского происхождения.

Плотникова Алёна Викторовна
Директор

«Уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на сайте Приуральского районного краеведческого музея». Наш сайт открылся 11 ноября и находится в стадии наполнения. Будем рады видеть вас снова в ближайшее время. График личного приёма граждан: каждый четверг с 15.00 до 17.00

Режим работы музея для посетителей

Пн-Пт9:00 - 17:00

(обед 12:30-14:00)

Сб, Вс 10:00 - 17:00

(без обеда, по предварительным заявкам)

График личного приёма граждан директором:

Каждый четверг с 15.00 до 17.00

По всем интересующим вопросам, Вы можете обратиться по телефону:

(34993) 2-24-43







предстоящие события
  • опрос

    Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов, что бы сделать нашу работу лучше. Загрузка…

  • Новая выставка: «На грани двух миров»

    13 апреля 2018 года в музее открывается новая временная выставка МВК им. И.С. Шемановского «На грани двух миров». Заповедный уголок земли Ямала. Край, где уникальным образом переплетаются динамичная современность и седая старина. Край, где через сито времени прошли, сохранились и продолжают существовать самобытное мироощущение и традиционный уклад жизни. Среди множества явлений этого удивительного мира давний,