Муниципальное бюджетное учреждение культуры

«Приуральский районный краеведческий музей»

Роль образовательных программ МБУК «Приуральский РКМ» в экологическом и краеведческом образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста

Краеведческий музей обладает большим потенциалом для экологического и краеведческого воспитания дошкольников и младших школьников, так как сама предметная среда краеведческого музея играет роль учителя и воспитателя.

Как свидетельствуют научные исследования специалистов музейного дела А.Г. Бойко, Н.Р. Вдовиной, О.И. Карпухина, И.М. Коссовой, М.В. Мацкевич, Б.А. Столярова и др., музеи играют важную и значительную роль в формировании личности.

Приоритетным направлением МБУК «Приуральский районный краеведческий музей» является совместная деятельность с дошкольными и общеобразовательными образовательными учреждениями по решению проблемы формирования начал экологической культуры и краеведческого образования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

В наших условиях, когда районный краеведческий музей находится в «шаговой» доступности от МДОУ детский сад «Солнышко» и МОУ Школа с. Аксарка, возникла в 2010 г. идея проведения интерактивных занятий экологической направленности и музейных уроков в залах музея.

Интеграция музейной педагогики в образовательный процесс дошкольного образования чрезвычайно актуальна и перспективна, так как организация совместной деятельности детей и взрослых в рамках музейной педагогики – это наиболее эффективный и естественный контекст экологического воспитания личности в период детства. Отличительной особенностью программ является о, что в них  объединены биологический, исторический, культурный, психологический и художественный подход к изучению природных объектов и народной культуры родного края в условиях музейного пространства. Основная цель дополнительной общеобразовательной программы «Использование культурного пространства музея в экологическом воспитании дошкольников или Неделя в музее» (автор Н.П. Шушарина) – формирование начал экологической культуры, пробуждение у дошкольников интереса, любви к природе родного края и, как следствие этого, ответственного отношения к ней, средствами музейной педагогики в условиях краеведческого музея.

 Программа разработана автором в 2011 году и успешно реализуется по настоящее время. Область внедрения: дополнительное образование детей. Программа рассчитана на два года (1 занятие, каждый день в течение одной учебной недели). Время проведения занятий определяется по заявке дошкольного учреждения, но, как правило, занятия организуются в зимнее время. Мы не ставим задачей подменить работу МДОУ по экологическому воспитанию, осуществляемую педагогами дошкольного учреждения, а лишь «встраиваемся» в образовательную программу по экологии в старшей и в подготовительной группах МДОУ детский сад «Солнышко». Объектами изучения при выполнении программы являются музейные предметы, находящиеся в залах «Природа» (типичные и редкие виды представителей животного и растительного мира Ямала) и «Этнография» (предметы быта коренных малочисленных народов Крайнего Севера, проживающих в Приуральском районе; их отношение к окружающей природной среде).

Для проведения музейных уроков для младших школьников разработана дополнительная общеразвивающая программа «Вместе с музеем» (автор Н.П. Шушарина). Программа была разработана в 2012 г. и в процессе апробации, с учётом предложений и замечаний педагогов школы, были внесены изменения в окончательный вариант программы. Особенностью данной программы является то, что она не увеличивает учебную нагрузку на обучающегося за счёт дополнительных образовательных занятий и позволяет повысить возможности образовательного процесса. Особенность музейного урока заключается в реализации задач школьного образования в образовательной среде музея. Занятия в краеведческом музее представляют учащимся возможность реализовать полученные знания в самостоятельных краеведческих исследованиях и экскурсиях, проявить свою действенную любовь к родному краю. Срок реализации программы «Вместе с музеем» рассчитан на 4 года обучения (по 1 часу в неделю с 1 по 4 класс). Время проведения занятий определяется по заявке образовательного учреждения. Программа включает пять разделов: Раздел 1. «Здравствуй, музей!». Раздел 2. «Наш северный край». Раздел 3. «Это всё, что зовём мы родиной…». Раздел 4. Мир народной культуры (этнография). Раздел 5. «Все работы хороши».

Программы обеспечены наглядным материалом — музейными предметами основного и культурно-вспомогательного фонда МБУК «Приуральский РКМ» (на 1 января 2019 года насчитывает 8401 экспонатов). Они включают в себя значительное количество вещественных, письменных и изобразительных источников.

Таким образом, разработка дополнительных общеразвивающих программ способствует дальнейшей конвергенции культурного и образовательного пространств через процесс взаимодополнения музейной культуры и образования.

Шушарина Н.П.

Плотникова Алёна Викторовна
Директор

«Уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на сайте Приуральского районного краеведческого музея». Будем рады видеть вас снова в стенах нашего музея. График личного приёма граждан: каждый четверг с 15.00 до 17.00

Оплата Online и Пушкинской картой
Мы в:

 

 

Вакансии в сфере культуры ЯНАО







предстоящие события
  • http://gosuslugi.ru/

  • Опрос качества условий оказания услуг

    Департамент культуры предлагает вам принять участие в опросе в рамках проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями культуры. Для того, чтобы оценить учреждение, вы должны выбрать его тип из предложенного перечня: библиотеки, концертные организации (ГАУ ЯНАО «Культурно-деловой центр», г. Салехард), культурно-досуговые организации (клубы, дома культуры, центры национальных культур, дома ремесел), музеи, парки культуры и отдыха.