Муниципальное бюджетное учреждение культуры

«Приуральский районный краеведческий музей»

Почтовые открытки – символ ушедшей эпохи

Почтовые открытки в 21 веке –  милое ретро, способ удивить адресата, проявить оригинальность, чем необходимость.

На выставке представлена коллекция почтовых открыток, которые находятся в фондах нашего музея.

История первых  иллюстрированных открыток в России началась  в 1894 году.  

На российских открытках изображали виды городов с «приветом» или «поклоном». Постепенно стали появляються  поздравительные, рекламные, юмористические открытки.

Первые рождественские открытки были изданы в благотворительных целях Петербургским попечительным комитетом в 1898 году. Община святой Евгении, вскоре ставшая крупнейшим издателем открыток, выпустила серию из 10 иллюстрированных почтовых карточек тиражом в 10 тысяч экземпляров с акварелями известных петербургских художников. Тираж быстро раскупили, и печать пришлось повторить. Рисунки для открыток Община святой Евгении создавали художники И.В. Симаков, В.А. Бобров, А.Э. Линдеман и другие.

С 1890-х годов и до начала Первой мировой войны в качестве сюжетов на открытках были очень популярны темы народничества: народные типы, крестьянский труд, бытовые зарисовки. Иллюстрациями служили картины известных художников (В. Маковского, Г. Мясоедова, И. Богданова, А. Рябушкина, Я. Стыка и др.).

А вот для поздравлений — с днем ангела, с церковными праздниками, личными юбилеями или знаменательными событиями обычно выбирали открытки с веселыми и легкомысленными картинками: пасхальные и рождественские сюжеты, дети, котики, юмор и прочая милота.

Русско-японская война породила изображения боевых кораблей: броненосцы, крейсера, эскадренные миноносцы, канонерские лодки…

Первая мировая война (1914-1918) значительно изменила внешний вид и содержание почтовых карточек. Основными темами стали пропаганда, милитария, благотворительность и милосердие, сатира. Особое место занимала военная корреспонденция — письма с фронтов и из плена.

Мировая война закончилась двумя революциями. Империи не стало, но почтовое сообщение никуда не делось. Только вместо царского орла почтовые карточки стали маркироваться звездой, серпом и молотом.

В послевоенные годы почтовые карточки печатались в СССР миллионными тиражами. Кроме их основного назначения — передачи почтового сообщения — они стали удобным и популярным предметом коллекционирования. Собрания открыток имелись почти в каждой советской квартире.

Люди собирали и хранили карточки с видами тех мест, где им довелось побывать.

Советский человек хотел быть культурным и обожал живопись. Картины отечественных и зарубежных художников, воспроизведенные на художественных открытках, пользовались постоянным спросом у любознательных граждан. Обычно они продавались в тематических наборах «Государственный Эрмитаж», «Третьяковская галерея», «Художники-передвижники», «Западноевропейская живопись из музеев мира» и так далее.

Очень симпатичными наборы были по русским народным сказкам, произведениям К. Чуковского, С. Маршака, Н. Носова С. Михалкова, а позднее с героями советских мультфильмов.

Многомиллионными тиражами печатались поздравительные открытки к Первомаю, 8 Марта, Дню Победы, 7 Ноября, Новому году, к юбилеям революции и партийным съездам.

 С развитием интернета и соцсетей люди перестали посылать друг другу письма и открытки, тем более идти к адресатам такие послания могут неделями, а то и вовсе до них не доберутся. Соответственно, и спроса на почтовые карточки почти нет.

Плотникова Алёна Викторовна
Директор

«Уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на сайте Приуральского районного краеведческого музея». Будем рады видеть вас снова в стенах нашего музея. График личного приёма граждан: каждый четверг с 15.00 до 17.00

Оплата Online и Пушкинской картой
Мы в:

 

 

Вакансии в сфере культуры ЯНАО







предстоящие события
  • http://gosuslugi.ru/

  • Опрос качества условий оказания услуг

    Департамент культуры предлагает вам принять участие в опросе в рамках проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями культуры. Для того, чтобы оценить учреждение, вы должны выбрать его тип из предложенного перечня: библиотеки, концертные организации (ГАУ ЯНАО «Культурно-деловой центр», г. Салехард), культурно-досуговые организации (клубы, дома культуры, центры национальных культур, дома ремесел), музеи, парки культуры и отдыха.