Муниципальное бюджетное учреждение культуры

«Приуральский районный краеведческий музей»

По одежке встречают…

Россия – уникальное многонациональное государство. Население России составляют 160 народов, которые говорят более чем на 100 языках и исповедуют все три мировые религии: христианство, ислам и буддизм, а так же язычество. Многие народы и сегодня продолжают придерживаться традиционного образа жизни, сохраняя свои культуру и религию. Это право закреплено в главном документе Российской Федерации — Конституции и в самом названии – Российская Федерация, субъекты которой образованы, в том числе, и по национально-территориальному принципу. А объединяет все эти народы не только общая территория, но и общий язык. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

Ямал – один из самых многонациональных регионов Российской Федерации, здесь по последним данным проживают представители 112 национальностей, а  3 из них являются коренными: ненцы, селькупы и ханты. В Приуральском районе проживают представители 36 национальностей.

«По одежке встречают…». Это изречение знает каждый. Еще сто лет назад  по одежде узнавали, откуда человек родом, догадывались о его занятиях. Так складывалось первое мнение о человеке. Этнографы доказали, что одежда, кроме своего главного предназначения — предохранять человека от воздействия внешней среды, имеет множество особых социально-культурных назначений и напрямую связана с традициями народа, его верованиями, представлениями о добре и зле.

Традиционную одежду народов Крайнего Севера можно рассматривать как специфический способ адаптации, реализуемый через трансформацию традиционной культуры. Но, если природно-климатические условия, образ жизни коренных малочисленных народов Крайнего Севера способствуют сохранению зимнего традиционного национального костюма, то в женском летне-осеннем костюме наблюдаются существенные изменения, произошедшие под влиянием культуры народов, поселившихся на Ямале позднее.

В сознании человека традиционной культуры  неодушевленные вещи или орудия, изготовленные рукой человека, мыслятся как обладающие множеством мистических свойств. Мировоззренческие представления ханты и ненцев о строении вселенной и месте человека в ней объективировались в эстетико-художественной культуре традиционного костюма. Центром вселенной является он сам и его расширенная книзу меховая одежда, напоминающая чум. На одежде есть узоры: горизонтальные линии – это граница нижнего и среднего миров (средний мир – это мир, в котором живут люди), а вертикальные линии связывают мир человека с верхним миром [Кулемзин В.М., Лукина Н.В., 1992. С.36]

В рамках сходной культурно-природной среды в национальной одежде ненцев и ханты выделяются признаки  внешнего сходства костюмов, а именно, материал костюмов, форма, цвет,  конструктивные особенности и  технология изготовления. Это сходство – результат процессов смешения культурных форм или возникновения автономных схожих форм, произошедших в одних природно-климатических условиях существования коренных народов Крайнего Севера. Основным строительным материалом костюмов являются шкуры  оленей, обитающих в данном регионе.

Традиционный костюм структурирован в соответствии с частями тела человека, с учетом функционального разделения деталей на плечевую и поясную одежду и включает головные уборы и обувь. Н.Ф. Прыткова различает в составе одежды ненцев три древних слоя:  старосамодийский – одежда без конструктивных продольных швов («обёрнутая»); угорский – одежда туникообразного покроя; древнеарктический, аборигенный – одежда глухого покроя. Согласно исследованиям Хомич Л.В.,  ненецкая женская зимняя одежда встречается двух типов, различающихся как покроем, так и характером украшений и отделкой. Женская верхняя зимняя одежда (не’ паны, русское название на западе — паница, за Уралом — ягушка), в отличие от мужской, имеет разрез спереди. В настоящее время она встречается двух типов, которые различаются как покроем, так и характером украшений и отделкой.

Ханты северной группы, проживающие по соседству с ненцами, заимствовали не только форму хозяйствования, но культурные формы ненецкого костюма. Заимствовав, ханты внесли в неё изменения (подол из оленьего меха, мозаичный орнамент из белого и тёмного камуса вдоль бортов и подола), а в измененном виде она стала проникать в ненецкую культуру, вытесняя одежду с собачьим мехом. Но в целом, нужно  отметить, что зимняя одежда не претерпела существенных изменений. [Хомич,  2003. С.136].

Современная одежда народов Крайнего Севера, за исключением верхней меховой одежды сильно изменилась. Повсеместно появилось белье, женщины начали шить платья из ткани фабричного производства. Широко распространена одежда, сшитая из сукна, которую носят весной и осенью.

Контакты между коми–ижемцами, ненцами и ханты Ямала начались довольно давно и  носили мирный характер. Мартынова Е.П. в монографии «Очерки истории и культуры ханты» отмечает, что коми в северном Приуралье появились еще в эпоху средневековья (в ту пору ненцы называли их «санэр»), а массовое переселение оленеводов-ижемцев («цысма») приходится на более позднее время — на вторую половинуXIX- начало XX века [Мартынова Е.П.,1998]. Несмотря на то, что коми заимствовали немало черт русской, а также ненецкой и угорской культур, они до сих пор достаточно прочно сохраняют собственную этнокультурную самобытность. В настоящее время коми составляют значительную часть населения, занимающегося оленеводством на Полярном Урале. По особенностям хозяйственно-культурного уклада они приравниваются к коренным народам Российского Севера.

В Приуральском районе Ямало-Ненецкого автономного округа распространены костюмы коми-ижемцев, так как здесь живут   переселенцы из Ижемского района Коми. Для традиционной летней женской одежды коми характерен сарафанный комплекс северорусского типа: рубаха с прямыми поликами, косоклинный и прямой сарафаны и передник. Ижемский женский костюм отличается тем, что для его пошива всегда использовали покупные ткани, поскольку северная природа не позволяла выращивать на Ижме лен и коноплю для производства тканей. Ижемцы предпочитали не добротность тканей, а их яркость и благородство и, поэтому, покупали шелк, атлас, саржу, альпак, кашемир. Хотя женская одежда коми-ижемцев сформировалась на основе русского сарафана  северорусского типа, она  имеет ряд отличий. Рубаха имеет воротник-стойку либо большой  отложной воротник (на праздничной рубахе); рубаха короткая, а под сарафан надевается нижняя юбка. Эти особенности  костюма для того, чтобы сохранять тепло в холодном северном климате. Ижемский сарафан представляет собой тип круглого сарафана, который шился из 7-8 прямых полос.  Носили прямой сарафан значительно ниже, чем косоклинный, но всегда подпоясывали пояском или поверх сарафана одевали запон — хлопчатобумажный передник без нагрудника. Сарафан коми-ижемцев  также имеет ряд отличий от русского сарафана: на сарафане коми закладываются крупные складки, а не мелкие, как на русском, в передней верхней части сарафана между бретелями продевается шнурок-вздержка для затяжки передней части сарафана под грудь. Кроме этого, складки сзади у сарафана коми-ижемцев закладываются особенным образом – от центра спинки к передней части сарафана, а на спинке делается одна двойная глубокая складка. Крепление  лямочек сзади существенно отличается.

В исследованиях Хомич Л.В., Лукиной Н.В., Харючи Г.П. не встречается описания ненецкого и хантыйского летнего женского платья нового типа,  которое, по нашему представлению, является заимствованием  сарафана коми-ижемцев,  но с изменениями в виде соединения в единое целое рубахи и сарафана. Платье нового типа стало распространяться в Приуральском районе ЯНАО во второй половине XX века. Конструктивные особенности платья: крой прямой;  нижняя часть платья состоит из полотна, заложенного складками так же, как  сарафан коми;  большой отложной воротник, либо воротник-стойка; использование таких тканей как атлас, парча ярких расцветок красного, жёлтого, реже зелёного цвета. Никогда не используются ткани белых и чёрных расцветок (цвета Верхнего и Нижнего миров). Форма женской одежды и материал новые, а технология изготовления – с сохранением  сложившегося безотходного  производства, традиционно существующего при изготовлении национальной одежды. Для платья нового типа  характерно сохранение таких традиционных элементов как, например, украшение по подолу из чёрного кружева или атласной ленты (сакраментальная роль его та же – граница миров), а рукав с манжетой и воротник-стойка выполняют ту же роль – сохранение тепла.

Народный костюм является творческим источником современного модельера-дизайнера при проектировании одежды. Появляются даже фольклорный и этнический стили. Народный костюм становится объектом пристального изучения.

В последнее два десятилетия  традиционная одежда коренных малочисленных народов Крайнего Севера при функционировании в новой среде претерпевает  существенные изменения. Наиболее наглядно это выражается  в создании сценических костюмов или новых видов малицы, ягушки, обуви, так как они более приспособлены для ношения в условиях поселково-городского быта. Часто в праздничной или сценической одежде коренных малочисленных народов Крайнего Севера можно наблюдать нарушение пропорций, цветовой гаммы,  появление на зимней одежде орнамента  в виде рисунка оленя.  Нарушение пропорций вызвано тем, что в городской среде костюм выполняет функцию только праздничной одежды и поэтому кроится облегающим фигуру, а орнамент является украшением наряда.

Национальный костюм в быту сохранился  только у ненцев и ханты, ведущих кочевой образ жизни. Национальный женский костюм коми-ижемцев можно увидеть на улицах посёлков Белоярск и Харсаим, но в Аксарке, где также проживают коми-ижемцы, уже  не увидишь женщин в национальной одежде.

Обращение к изучению творческого наследия предшествующих поколений позволяет нам не  только знать, но и любить и уважать культуру своего и других народов.  Наше искусство станет от этого богаче, красочнее и многограннее.

Список литературы:

  1. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь, ханты [Текст]. — Новосибирск: ВО «Наука», 1992. — 136с.
  2. Кулемзин В.М. Отношения человек-общество, человек-вещь, человек-природа в традиционной и современной культуре Сибири [Текст]. — М., 1997.
  3. Мартынова Е.П. Очерки истории и культуры хантов. Монография. [Текст]. – М.: Институт этнологии и антропологии РАН. – 1998. – 235с.
  4. Флиер А.Я. Культурогенез [Текст]. — М., 1995.
  5. Хомич Л.В. Ненцы. Очерки традиционной культуры [Текст]. – СПб.: Русский двор, 1995. – 336с.
  6. Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса [Текст]/Под ред. Н.В.Лукиной. – Томск: Изд-во Том.ун-та, 2001. — 228с.
Плотникова Алёна Викторовна
Директор

«Уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на сайте Приуральского районного краеведческого музея». Будем рады видеть вас снова в стенах нашего музея. График личного приёма граждан: каждый четверг с 15.00 до 17.00

Оплата Online и Пушкинской картой
Мы в:

 

 

Вакансии в сфере культуры ЯНАО







предстоящие события
  • http://gosuslugi.ru/

  • Опрос качества условий оказания услуг

    Департамент культуры предлагает вам принять участие в опросе в рамках проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями культуры. Для того, чтобы оценить учреждение, вы должны выбрать его тип из предложенного перечня: библиотеки, концертные организации (ГАУ ЯНАО «Культурно-деловой центр», г. Салехард), культурно-досуговые организации (клубы, дома культуры, центры национальных культур, дома ремесел), музеи, парки культуры и отдыха.