Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Приуральский районный краеведческий музей»
Экспонат UNICUM. «Дерево в культуре народов Крайнего Севера»
Мифологии разных народов используют образы мирового дерева, как основные вертикальные символы, объединяющие верхний и нижний миры. У многих народов дерево считается дорогой, по которой шаман или его молитва поднимаются к небу.
Поскольку корни дерева в земле, а ветви простираются к небу, то оно, как и человек, является отображением «существа двух миров» и созданием, находящимся между верхом и низом. Связь (священная) миров, лестница к небу — это дерево: Небо-Земля-Подземный мир, сравнение крона-ствол-корни.
Во многих древних культурах не только почитались определенные деревья или целые рощи как место проживания сверхъестественных существ (богов, обычных духов), но дерево рассматривалось зачастую как ось мира. Святые деревья такого рода существуют почти у всех древних народов. Ось мира дерево. Во многих традициях служит моделью пространственных и временных связей, выступает одновременно как образ и ось мира.
Издавна люди знали, что деревья воздействуют на человека по-разному, одни по сути своей нейтральны, другие подпитывают организм, третьи, наоборот, оттягивают энергию. Древние люди делили деревья на добрые и злые. Добрые использовались для постройки дома, хозяйственных нужд и обрядовых действий. К ним относятся дуб, сосна, береза, акация, клен, рябина. Осина, тополь, реже ель, ива и черемуха ослабляют энергетику человека. Дерево забирает одно состояние и даёт другое.
Лиственница среди деревьев играет умиротворяющую роль. В древние времена, чтобы исцелить душевные раны, первым делом обращались к лиственнице. И сейчас верят, что если искренне поведать дереву о своих переживаниях, оно непременно улучшит настроение и поможет настроиться на позитив.Лиственница считалась деревом Мира. Согласнодревним поверьям, веточка лиственницы была оберегом и защитой от сглаза.
По поверьям нивхов (в Приамурье и на Сахалине), все они происходят из лиственницы.Ненцы считают Лиственницу священным деревом — символом Света и Добра. Шаманы отгоняют с помощью дыма горящей Лиственницы злых духов, а из древесины делают обереги. В месяц Орла (Лимбя Иры) года солнце поднимается над макушкой лиственницы, делается священный обряд Солнечного дерева (Яля пя), который в последующем переносится на священное место.
У народа манси есть легенда, что Бог создал океаны, моря, растения, животных…И пришло время ему создать человека, а для материала Он выбрал прочную Лиственницу. У Скандинавов и фоно-угорских народов береза. Начиная со времён родового строя берёза-культовое дерево и национальный символ у большинства финно-угорских народов-карел, веси, мери, югры, манси, ханты, удоров, пермяков, коми, финнов-суоми (суми) и финнов-тавастов (еми),а также весьма почитаемое национальное дерево у шведов и норвежцев.
Дерево в культуре народов Севера составляет основную часть их жизни, оно используется для изготовления шестов для чума, полов в чуме, в изготовлении нарт для оленьей упряжки, лодок колданок. А у народов ханты дерево в основном используется для изготовления домов илабазов,установленных на определённых местах-угодий, в которых они живут определённое время при переезде. Так же они изготавливают деревянную посуду из определённых пород деревьев.
Хозяйство и быт. Основным типом старого ненецкого жилища является конический чум (мя). Чум сооружался из 30 — 50 шестов из стволов деревьев, летом чум покрывался покрышками, сшитыми из вываренной бересты.По обеим сторонам очага укладывались 1 — 4 доски, служившие полом. На земле раскладывали циновки из ивовых прутьев, на них клали другие циновки, сплетенные из сухой травы, а потом стелилась постель из шкур.
Основным средством передвижения ненцев была оленья упряжка, сопряженная в нарты.Кочевой караван (мюд) состоял из нарт, изготавливаемых из дерева прочной породы (лиственницы). Управление оленями осуществлялось при помощи тонкого длинного деревянного шеста (тюр) хорея и одной вожжой прикрепленного к недоуздку крайнего левого оленя.
Охотничьи промысловые орудия: ловушки, слопцы, черканы, луки, и многое другое делались из разных пород дерева в соответствия необходимого орудия лова.В старину морского зверя промышляли только гарпуном и деревянными ловушками. Голицы — лыжи без меховой подбивки (пяй ламба), пя- «дерево» в основном из легких пород дерева ели, сосны и др.
Использовались лодки разных типов: большие шитые из досок и были распространены долбленые челноки (колданки) из осины или кедра. В лесотундре и тайге, а иногда и в тундре, на путях кочевок сооружались из лесного материала амбары на высоких подпорках (тин) дощатые настилы на высоких столбах-подпорках (паре) из дерева. К древним формам хозяйства можно отнести собирательство, для сбора и хранения заготовок посуда изготавливались из дерева, бересты и корней.
«Уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на сайте Приуральского районного краеведческого музея». Будем рады видеть вас снова в стенах нашего музея. График личного приёма граждан: каждый четверг с 15.00 до 17.00
-
Губернатор ЯНАО
-
Представительство ЯНАО
в Санкт-Петербурге -
Правительство
Ямало-Ненецкого
Автономного округа -
Департамент
культуры ЯНАО -
Музеи России
-
Музеи ЯНАО
-
Портал государственных услуг РФ
-
Портал культурного
наследия России -
Официальный сайт для
размещения информации -
Администрация
Приуральского района -
Нормативные правовые акты
Российской Федерации -
-
-
Викторина северяне
-
Культура
-
Кибердружина Ямала