Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Приуральский районный краеведческий музей»
Экспонат UNICUM. «Гостья с Волги»
На Оби опять путина.
Эй, рыбак, быстрей за дело!
Мчатся лодки на быстрины,
Как нацеленные стрелы.
Испокон веков рыбный промысел в Приуралье – традиционный вид хозяйственной деятельности коренного населения. До 50-х годов XX в. у аборигенного населения в ходу были большие неводники, калданки и городовушки. Впрочем, последние и сейчас еще встречаются в рыбацких поселениях, что расположены выше по течению Оби. Лодки эти были пригодны для рыбного промысла в мелких речушках и сорах. Начиная с 30-40 гг. XX в. по просторам Оби стала ходить бударка.
Какая это лодка и откуда она появилась?
Бударка — рег. уменьш.-ласк. к будара; длинная и узкая лодка, нижняя часть которой выдолблена из цельного дерева, а борта нашиты из досок; обычно с сильно заострённой носовой частью и с большим уклоном вперёд. Её обводы «отточены» опытом многих поколений рыбаков-мореходов. Конструкция корпуса также вырабатывалась и проверялась на протяжении многих веков.
Будары и бударки (второй вариант названия являлся уменьшительным от первого и использовался для более мелких судов данного типа) были распространены на водоёмах огромной территории от Балтики до Аральского моря.
Разные виды бударок встречаются на реках Волга, Урал, Обь. Бударки все разные по своим размерам. Самая крупная – уральская, а астраханская бударка самая меньшая по размерам.
Читаем у Брокгауза: будара, бударка: а) Астраханская – лодка длиною 2-3½ саж., шириною 2½-3 фут. и глубиною 1-1½ фут.; поднимает груза 10-30 пуд., углубляясь на ½-1 фута; служит 5-7 лет. Имеет одну мачту и отличается острою носовою частью с большим уклоном, или навесом, вперед. Употребляется для подвоза на городские рынки в Астрахани с окрестных ватаг разных жизненных припасов: рыбы, овощей и т. п.; б) Уральская – лодка длиною 28¾ фут. и шириною 2½ ф., с углублением на ½ ф.; выдалбливается из осинового дерева и ходит в море версты за четыре от берега; в) Волжская (до Самары) – дубовая лодка, без киля, длиною 11-14 арш. и шириною 1½ арш., поднимает груза 15-25 пуд. и употребляется при разгрузке судов; г) В Казанской губ. — вообще долбленая лодка, или однодеревка.
В 1931 г. образовался в п. Аксарка рыбучасток, а потом и рыбозавод. С 1940 г. районный центр перенесли в п. Аксарка и посёлок начал развиваться как районный центр, сюда были перенесены все управленческие структуры района.
Аксарковский рыбозавод – первое градообразующее предприятие района, на котором 30-40 гг. трудились спецпереселенцы – бывшие крестьяне из Челябинской, Астраханской областей и юга Тюменской области.
Лодки-бударки, которую называли «астраханкой», стали мастерить, так как нужно было вести рыбодобычу в более крупных размерах на неспокойной воде реки Обь.
Мастера, работающие в лодочном цехе, создали тогда девятиметровую полукилевую шлюпку, ходившую под парусом. И всех она устраивала. В начале 50-х годов завод получил первые лодочные моторы. Под «астраханку» они не подошли, так как лодка с мотором становилась неустойчивой, теряла управление и переворачивалась.
По воспоминаниям бывшего директора Аксарковского рыбозавода Николая Ивановича Корепанова к созданию нового типа бударки в 1951 году приложили руки Василий Гаврилович Девятов и Иван Мирошниченко. Новая лодка стала более устойчивой и имела грузоподъемность до одной тонны, а называлась она по-прежнему – бударка.
И к 1955 году все рыбаки пересели на новые бударки. Ведь они были моторные, не требовалось с утра до вечера грести на веслах. Своими характеристиками маломерное судно понравилось не только местным рыбакам. Бударки нового типа приобретались разными рыбозаводами округа и «экспортировались» за его пределы.
В 90-х годах в п. Аксарка была попытка на водах Оби освоить новый тип лодки (завезли две бударки из Ейска), но она оказалась дорогой и неудобной в эксплуатации.
Бударка аксарковского типа — полукилевая лодка с полукруглым загибом носа, с развалом, рассекающим волны, и прямой просторной кормой. В отличие от астраханской, у аксарковской бударки борта повыше. И сделаны они для того, чтобы в шторма, а случаются они на Оби часто, не заливало. Дерево для бударок тоже выбрать непросто: сосна плохо гнётся, кедр очень тяжёлый, а вот ель подходит великолепно. Ель не хрупкая и когда древесина мокрая – хорошо гнётся, а потом, когда высыхает, структура остается.
Бударки до сих пор делают по лекалам прошлого века. Знания и навыки передаются из поколения в поколение. Сначала по шаблонам выпиливают детали будущей лодки (киль, носовая балка, кормовая балка, корма). Потом делаются шпангоуты. Все детали тщательно обрабатываются, подгоняется и только потом собирают в единое целое — в ход идут клей, шурупы, гвозди. Затем лодка должна подсохнуть и её конопатят. Затем делают вёсла. На обской волне эти лодки работают по шесть-десять лет, а если за ней тщательно ухаживать, то и десять лет прослужит верой и правдой.
Лодка, на которой рыбаку и в шторм работать удобно и безопасно — вот, что такое бударка из Аксарки!
«Уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на сайте Приуральского районного краеведческого музея». Будем рады видеть вас снова в стенах нашего музея. График личного приёма граждан: каждый четверг с 15.00 до 17.00
-
Губернатор ЯНАО
-
Представительство ЯНАО
в Санкт-Петербурге -
Правительство
Ямало-Ненецкого
Автономного округа -
Департамент
культуры ЯНАО -
Музеи России
-
Музеи ЯНАО
-
Портал государственных услуг РФ
-
Портал культурного
наследия России -
Официальный сайт для
размещения информации -
Администрация
Приуральского района -
Нормативные правовые акты
Российской Федерации -
-
-
Викторина северяне
-
Культура
-
Кибердружина Ямала