Муниципальное бюджетное учреждение культуры

«Приуральский районный краеведческий музей»

Экспонат UNICUM. «Орудие охоты народов Крайнего Севера»

Оленеводство тесно связано с охотничьим промыслом, обеспечивая охотников средствами передвижения, меховой одеждой и обувью. В тундровой полосе оленей применяют при расстановке и осмотре капканов и других самоловов, для объезда песцовых пастей. Ненцы Печорского Севера и Ямала устраивают в первой половине зимы «талара» — загоны на песцов «котлом» на оленьих упряжках. При наличии достаточного поголовья песцов и хорошем руководстве талара весьма добычлива. Опытные охотники заганивают на оленях при рыхлом снеге и волков.

Загонная охота на водоплавающих существовала у ненцев, нганасан, долган, селькупов. Они загоняли линных птиц в загоны или сети. Вплоть до конца XIX — начала XX в. одним из основных орудий охоты был лук со стрелами. У народов Севера известно два вида луков — простой и сложный. Первый представляет собой гибкое, вырезанное из куска хвойного или лиственного дерева древко, согнутое в дугу, концы которого стянуты тетивой. Сложный лук состоит из нескольких деталей.

Орудиями охоты были также копья (у нивхов, нганасан, эвенков, удэгейцев, ханты, манси, чукчей). С XVIII — XIX вв. появляются ружья русского производства, сначала кремневые, затем нарезные, специальные китобойные. Благодаря распространению огнестрельного оружия повысилась эффективность охоты, перестали пользоваться примитивными орудиями промысла — метательными: нарядами и др. Утратили свое значение некоторые способы промысла. Так, в конце XVIII — начале XIX в. ненцы уже не практиковали поколки зверя и массовые загоны. У эскимосов в конце XIX в. почти полностью исчезли старинные способы охоты с прикрытием (маскировкой), с помощью метательных дротиков и гарпунов с каяка, гарпунами с берега. В советское время была запрещена охота с самострелами.

Человек занимался охотой с доисторических времен. С развитием человеческого общества менялись способы и цели охоты. В первобытном обществе охота была одним из основных источников пищи, а также была частью обрядов и ритуалов. Народы Севера имели тысячелетний опыт добычи диких зверей и птиц, прекрасно знали биологию животных и особенности территории, на которой промышляли. Охота имела различные направления, способы и зависела от природно-климатических условий, сложившегося хозяйствено-культурного типа народа.

Промышляли животных с помощью разного рода ловушек: ловчих ям, петель, силков, пастей, кулем, плашек, самострелов, капканов. Ловушки могли быть стационарными и переносными, зачастую ими пользовались несколько поколений охотников. Большинство ловушек — давящего типа. Кулема состояла из огороженного частоколом дворика (куда закладывали приманку) Кулему устанавливали на земле у ствола дерева или на пнях. Разновидность кулемы — проскок.

Песцов охотники Восточной Сибири добывали пастью. Пасти строили преимущественно на путях миграций песцов и располагали либо цепью, в 50 — 200 м одна от другой вдоль морского побережья или по берегам рек, либо в шахматном порядке по тундре.

Самострел представлял собой простой или сложный лук, вмонтированный в деревянное ложе с прикладом (массивный, гладко обструганный, полукруглый снизу брусок), с одним или несколькими небольшими желобками, в которые вкладывали стрелы.

По такому же принципу действовали черкан, лук-ловушка, применяемые в пушном промысле. Петли использовали для отлова лося, изюбря, дикого оленя, медведя, рыси, лисицы, боровой птицы.

Крупного и мелкого зверя загоняли в естественные или искусственные западни — ловчие ямы, вырытые на звериных тропах или в проходах специально сделанных изгородей (засек). Засеки из деревьев делали поперек путей миграций копытных.

Животных добывали выслеживанием, преследованием, подманиванием, устраивая засады, загоны и облавы. Нганасаны, ненцы, юкагирыэвенкидолганы и др. добывали северных оленей на переправах. Когда олени достигали середины реки, охотники на легких лодках выплывали из укрытий, окружали стадо, стараясь направить его вверх по реке, и кололи длинным копьем. Били животных на солонцах, водопоях, в местах кормежки из засады, укрывшись с подветренной стороны на земле или на дереве. На крупных копытных охотились скрадом при всяком удобном случае, особенно летом, когда звери держатся поодиночке. Охоту с прикрытием вели на промысле морских зверей. Ненцы по льду подползали к животному под прикрытием продолговатого щита, а чукчи — в специальной шапке, имитирующей морду тюленя.

Морской зверобойный промысел — традиционное занятие обитателей океанского побережья: ненцев — в районе Новой Земли, саамов — на Кольском п-ове, эвенов, эвенков, негидальцев, нивхов, ульчей, ороков, орочей — на юге Дальнего Востока. У чукчей, коряков, эскимосов этот промысел развивался несколько тысячелетий, породив общие элементы культуры. Больше всего зверей добывали у берегов Сахалина, там водились только мелкие ластоногие. Пользовались оригинальным орудием — плавающей острогой с составным древком длиной 15 — 20 м и направляющим рулем, прикрепленным к его передней части.

Судя по археологическим данным, во втором — начале первого тысячелетия до н.э. для жителей крайнего северо-запада России (п-овов Кольский и Ямал, о-вов Новая Земля, Колгуев и др.) зверобойный промысел был наиважнейшим делом. Однако в XIX — начале XX в. саамы и ненцы в основном занимались оленеводством. Правда, они по-прежнему добывали мелких ластоногих, а отдельные группы ненцев — даже моржей: весной — подкрадываясь к лежащим на льдинах животным под прикрытием вертикального щитка на полозьях, а зимой устанавливали в продушины крючковые ловушки. Они подкрадывались к ним на нарте с парусом, которую локтями и коленями передвигал лежащий на ней охотник. Зверей били из ружья и гарпунами.

В настоящее время одновременно с новыми видами охотничьего оружия и транспорта пользуются старыми орудиями. На Чукотке, чтобы сохранить стадо моржей от истребления, на лежбищах охота с ружьями за

прещена.

Плотникова Алёна Викторовна
Директор

«Уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на сайте Приуральского районного краеведческого музея». Будем рады видеть вас снова в стенах нашего музея. График личного приёма граждан: каждый четверг с 15.00 до 17.00

Оплата Online и Пушкинской картой
Мы в:

 

 

Вакансии в сфере культуры ЯНАО







предстоящие события
  • http://gosuslugi.ru/

  • Опрос качества условий оказания услуг

    Департамент культуры предлагает вам принять участие в опросе в рамках проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями культуры. Для того, чтобы оценить учреждение, вы должны выбрать его тип из предложенного перечня: библиотеки, концертные организации (ГАУ ЯНАО «Культурно-деловой центр», г. Салехард), культурно-досуговые организации (клубы, дома культуры, центры национальных культур, дома ремесел), музеи, парки культуры и отдыха.