Муниципальное бюджетное учреждение культуры

«Приуральский районный краеведческий музей»

Экспонат UNICUM. «От прялки до самопрялки»

 Изготовление ткани — женское занятие, а прялка — символическое обозначение женщины. Прялка сопровождала женщину от рождения до замужества и далее в замужней жизни. Каждая прялка имела свою историю, была свидетелем рождений и свадеб, любви и ненависти, самых важных моментов в жизни каждого человека.

Прялка отражала космогонические представления древних славян: солнце, рождаясь из наднебесного высшего мира, согревает мир земной и совершает путешествие в мир загробный, замыкая круг. Кудель привязывали к вершине прялки, т.е. к миру небесному и спускали оттуда нить, свивая ее символически из света, из небесной влаги. Таким образом клубочек — это нить мудрости, спущенная с неба, ведущая к познанию самих себя.

Во многих сказках героиня превращается в веретено (как, например, в сказке «Сера утица» Ма­рья-царевна оборачивается веретеном, когда Иван-царевич гонится за ней.Но главное, это то, что мотивы и атрибуты прядения почти всегда несут в себе негативные смыслы. Если в повествовании появляются пряхи, прялки, прядение, кудели, веретена, иглы, то, как говорится, — жди беды. А женское начало в связи с прядением приобретает зловещие значения.В русской народной сказке «Гуси-лебеди» Баба Яга прядет кудель, и, уходя топить баню, чтобы потом девочку «зажарить и съесть», при­казывает ей сесть за прялку.Связь прядения и судьбоносного «перехода» мож­но найти и у Пушкина в «Сказке о царе Салтане». С одной стороны, сюжетный ход про трёх девиц под окном, что «пряли поздно вечерком», можно воспринимать как бытовую картинку: девицы пряли, болтали — чем еще заниматься девицам? Но в тот момент, когда они пряли, судьба всех трёх резко переменилась. Осознанно или нет, Пушкин в этом зачине снова репродуцирует сказочно-мифологическую связь прядения с судьбоносностью.

Прялка входила в народные обряды и традиции. Например, у восточных славян на прялке или веретене перерезали пуповину, веретено клали в колыбель, а через прялку передавали новорожденного крестной матери.Плохой приметой считалось дать чужому человеку пользоваться личной прялкой, которая имела подпись. На Русском Севере, когда парень и девушка собирались пожениться, жених дарил своей возлюбленной прялку, сделанную собственными руками.

Часто прялка участвовала и в праздничных традициях, например, с ней связана традиция кататься на Масленицу. Женщины в последний день перед Великим постом катались на донцах прялки с ледяной горы.Считалось, что чем дальше они доедут, тем лён уродится длиннее. Плохим признаком было упасть с прялки, это означало, что потерпевшая женщина не доживет до осени.

Ручная прялка состоит из вертикальной части, куда привязывалась кудель и горизонтальной — донца, где сидит пряха. Вертикальная часть состоит из лопаски (лопати) и шейки (ножки). Есть два вида прялок по конструкции: цельные, которые делались из корня и ствола березы или ели); составные, состоят из двух деталей, горизонтальной и вертикальной).

В фондах нашего музея находится прялка, принадлежавшая Симоновой Пелагее Алексеевне, которую она привезла с собой из г. Тобольск.Данная прялка деревянная, составная, выполнена из двух кусков дерева. Относится к лопатообразному типу. Состоит из лопасти и донца. Лопасть прямоугольной формы. Боковые стороны прямые. В верху лопасти имеется отверстие, через который продёрнут шнурок для привязывания кудели. Плечикилопасти плавно переходят в шейку ножки. Шейка ножки плотно вставлена в нос донца. В месте соединения донце имеет форму прямоугольного бруска.

 

Самопрялка

Предполагается, что самопрялка появилась в Индии, откуда распространилась по миру. В Европе появилась в начале XIV века. «Самопрялка» состоит из доски с установленным на ней цилиндром с горизонтально закрепленным веретеном. Рукой поворачивается колесо и через ремень вращение передаётся веретену. Левой рукой подаются волокна к острому концу веретена, правой — прокручивается колесо. Когда нить увеличится на длину руки, её наматывают на стержень веретена и прядут дальше. В XVI веке появилась педаль для вращения колеса. Палка-держатель кудели вставлялась в нижнюю перекладину прялки так, чтобы было удобно работать. Кудель закреплялась также в «донце» на верхней перекладине.

Скорость прядения на самопрялке быстрее, чем на прялке-донце. На Руси самопрялки разделяли на русские (стояки) и чухонки (лежаки). У русских колесо располагалось перпендикулярно полу, у чухонок — под углом.

В фондах нашего музея имеется самопрялка (стояк), привезенная из Свердловской области спецпереселенцами Девятовыми М.К. и В.Г. в 1930 году. Самопрялка состоит из 5 частей: скамейка, подножка, станок, колесо, катушка. Скамейка изготовлена из куска доски и снизу прикреплены 4 ножки. Подножка вырезана из тонкой дощечки, на конце имеется сквозное отверстие, через которое протянут шнур, соединяющий педаль с планкой шатуном. Конец педали вставлен в соединительный брусок, который крепится между двумя ножками скамейки. Станок имеет более массивный и длинный столбик и вертикальный столбик. Обод колеса состоит из 6 деталей, соединенных между собой с помощью пазов и шипов. Центр колеса имеет форму круглого диска, от диска отходят 6 спиц. Катушка состоит из 3-х частей: штырь на котором крепится катушка и ниткодержатель. Катушка приводится в действие при помощи педали, соединенной с колесом с помощью приводного ремня.

 

Список литературы:

  1. Инна Осиновская Поэтика сказки: прялка, пряжа, пряхи. Код доступа:http://www.intelros.ru/readroom/teoriya-mody/t33-2014/24926-poetika-skazki-pryalki-pryazha-pryahi.html (дата обращения 07.04.2020г.)
  2. Историческое значение старинных прялок и их особенности. Код доступа: https://dedpodaril.com/interesno/starinnye-pryalki.html (дата обращения 07.04.2020г.)
  3. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: В 3 т. — М., 1984.
  4. Прялка. Код доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/142455 (дата обращения 07.04.2020г.)

 

Плотникова Алёна Викторовна
Директор

«Уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на сайте Приуральского районного краеведческого музея». Будем рады видеть вас снова в стенах нашего музея. График личного приёма граждан: каждый четверг с 15.00 до 17.00

Оплата Online и Пушкинской картой
Мы в:

 

 

Вакансии в сфере культуры ЯНАО







предстоящие события
  • http://gosuslugi.ru/

  • Опрос качества условий оказания услуг

    Департамент культуры предлагает вам принять участие в опросе в рамках проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями культуры. Для того, чтобы оценить учреждение, вы должны выбрать его тип из предложенного перечня: библиотеки, концертные организации (ГАУ ЯНАО «Культурно-деловой центр», г. Салехард), культурно-досуговые организации (клубы, дома культуры, центры национальных культур, дома ремесел), музеи, парки культуры и отдыха.