Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Приуральский районный краеведческий музей»
«Нас 36». Ханты
Ха́нты (самоназвание — ханти, хандэ, кантэк, ас хоят; рус. устар. остяки́) — коренной малочисленный угорский народ. Самоназвание ас хоят означает обские люди. Самоназвание хантэ означает человек. В русском языке для обозначения представителей народа существуют слова: во мн. ч. ханты (склоняемое); в ед. ч. хантыйка (ж.род), а также ханты (несклоняемое) для обозначения мужчины или женщины. Прилагательные хантыйский и (неизменяемое) ханты. Выделяются три этнографические группы хантов: северные, южные и восточные. Ханты проживают в Шурышкарском, Приуральском районах ЯНАО. Территория их расселения под названием Югра была известна Русскому государству еще в XI веке.
В рамках сходной культурно-природной среды в национальной одежде ненцев и ханты выделяются признаки внешнего сходства костюмов, а именно, материал костюмов, форма, цвет, конструктивные особенности и технология изготовления. Это сходство – результат процессов смешения культурных форм или возникновения автономных схожих форм, произошедших в одних природно-климатических условиях существования коренных народов Крайнего Севера.
Ханты северной группы, проживающие по соседству с ненцами, заимствовали не только форму хозяйствования, но культурные формы ненецкого костюма. Заимствовав, ханты внесли в неё изменения (подол из оленьего меха, мозаичный орнамент из белого и тёмного камуса вдоль бортов и подола), а в измененном виде она стала проникать в ненецкую культуру, вытесняя одежду с собачьим мехом. Но в целом, нужно отметить, что зимняя одежда не претерпела существенных изменений.
В исследованиях Хомич Л.В., Лукиной Н.В., Харючи Г.П. не встречается описания ненецкого и хантыйского летнего женского платья нового типа, которое, по нашему представлению, является заимствованием сарафана коми-ижемцев, но с изменениями в виде соединения в единое целое рубахи и сарафана. Платье нового типа стало распространяться в Приуральском районе ЯНАО во второй половине XX века. Конструктивные особенности платья: крой прямой; нижняя часть платья состоит из полотна, заложенного складками так же, как сарафан коми; большой отложной воротник, либо воротник-стойка; использование таких тканей как атлас, парча ярких расцветок красного, жёлтого, реже зелёного цвета. Никогда не используются ткани белых и чёрных расцветок (цвета Верхнего и Нижнего миров). Форма женской одежды и материал новые, а технология изготовления – с сохранением сложившегося безотходного производства, традиционно существующего при изготовлении национальной одежды.
Костюм выполнен Салиндер О. А. (2014г.) и представляет собой составное платье, сшитое из двух частей. Верхняя часть — из синей плательной ткани с цветами жёлтого и фиолетового цвета и нижней — плательной ткани красного цвета с цветами синего и жёлтого цвета. Нижняя часть платья собрана в бантовые складки, спереди – одна встречная, сзади – двойная встречная. В нижней части подола нашиты две тесьмы. Вырез горловины полукруглый, оторочен круглым воротником такого же цвета, как и верхняя часть платья. Пояс сшит из цветной тесьмы. Кукла одета в платок набивной шерстяной, сложенный в виде треугольника и завязан на голове сзади.
«Уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на сайте Приуральского районного краеведческого музея». Будем рады видеть вас снова в стенах нашего музея. График личного приёма граждан: каждый четверг с 15.00 до 17.00
-
Губернатор ЯНАО
-
Представительство ЯНАО
в Санкт-Петербурге -
Правительство
Ямало-Ненецкого
Автономного округа -
Департамент
культуры ЯНАО -
Музеи России
-
Музеи ЯНАО
-
Портал государственных услуг РФ
-
Портал культурного
наследия России -
Официальный сайт для
размещения информации -
Администрация
Приуральского района -
Нормативные правовые акты
Российской Федерации -
-
-
Викторина северяне
-
Культура
-
Кибердружина Ямала